ФЖЗ-501. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ №1 И №2

 Задание №1. Анализ локальной тематики agenda-setting

Возьмите произвольную выборку публикаций за любое время по любому тематическому пласту (можно брать как общий, так и специализированный информационный дискурс) и кратко укажите:

1. Что составило вашу выборку (тематика, тип изданий, временной диапазон).

Издание “Фонтанка.ру”, рубрика “Город” (фильтр по Санкт-Петербургу). Временной диапазон: 24 часа (с 18.12.23 до 19.12.23). 

Опубликовано 29 материалов, из них 22 новостных заметки и 3 статьи.

Соответствие тематикам:

  1. Погодные условия (снег, лёд, сосульки, ветер, наводнения): 15
  2. Инфраструктура: 5
  3. Недвижимость: 3
  4. Люди (истории, герои): 2
  5. Праздники и события города: 1
  6. Бизнес: 1
  7. Эпидемии: 1
  8. Новый год: 1

2. Назовите 2-3 основных темы в повестке дня, которые доминируют в вашей выборке. Предположите почему именно они?

Однозначно доминирует тема “Погодные условия”, в выборке публикаций за сутки она занимает больше 50%. С одной стороны, погода - одна из вечно актуальных тем, которая беспокоит аудиторию всегда и о которой можно писать вечно. Тем более, что сейчас в Санкт-Петербурге это ещё и острая тема (много стихийных происшествий, пробки, коммунальные службы не справляются), соответственно и уровень вовлеченности читателей высокий, много комментариев и просмотров. С другой стороны, внимания каждому сугробу уделяется так много, что видно, что авторам уже не о чем писать, и появляются материалы, в которых объективно не много пользы и смысла (4-5 материалов с подборкой фотографий на одну и ту же тему). Такие повторные публикации вызывают ассоциации с Авито, где раньше продавцы дублировали свои объявления по 10-20 раз, чтобы увеличить охваты.

Но цель одна - вызвать максимальный резонанс вокруг событий. Конечно же, такой высокий уровень внимания не всегда значимым инфоповодам только разжигает недовольство петербуржцев по поводу сложившейся ситуации.

Следующая тема - “Инфраструктура”, в основном материалы посвящены нововведениям в работе общественного транспорта, ремонту дорог, станций. Во-первых, это ещё одна дискуссионная тема, которая часто вызывает волну негативных комментариев, поэтому часто используется региональными СМИ. Во-вторых, первостепенная задача региональных СМИ - информирование, поэтому такой выбор не является странным.

Тема “Недвижимость” - 2 рекламных материала (статьи) и 1 новость. Покупка, продажа, аренда недвижимости - это события, которые затрагивают немалую часть жителей региона. Интересом к изменениям цен, появлению новых предложений и обусловлены партнерские материалы (ЖК и застройщики). Кроме того, это один из экономических и социальных факторов, поэтому затрагиванием темы недвижимости всегда можно косвенно намекнуть на ухудшение/улучшение обстановки и вызвать соответствующие эмоции.

3. Найдите 1-2 темы, которым уделяется мало внимания или не уделяется вообще и попробуйте аргументировать, почему на данные темы пишут мало/не пишут вообще?

Меньше всего уделено внимания таким темам как “Спорт”, “Культура”, “Туризм”, но эта тенденция наблюдается в большинстве СМИ (кроме тематических), поскольку эти рубрики не такие интересные для читателей и чаще всего остаются “про запас”, чем частью повестки. Хотя рубрика была специально выбрана “Город”, чтобы сразу исключить происшествия, новости о политике и другие темы, которых всегда много. В самих тематических рубриках найдена всего 1 новость (“Спорт”), а рубрика “Культура” вообще отсутствует на сайте Фонтанки.

Погодным происшествиям удалось сместить и тему Нового года, хотя это одна из актуальных тем, которая начинает активно поддерживаться с середины декабря. В прошлые дни, например, “Фонтанка” писала о предстоящих праздниках в 2-3 раза чаще в рубрике “Город”.

4. Предположите, что должно произойти, чтобы игнорируемые темы стали активно обсуждаться в рассматриваемых вами изданиях?

Иронично, что Петербург позиционируется как культурная столица, но в одном из главных городских изданий практически нет публикаций о культуре, хотя культурные события в городе не заканчивались. Логично, что спрос рождает предложение, поэтому, чтобы не популярным темам уделялось больше времени, люди должны ими заинтересоваться. Либо произойти какое-то происшествие, например, кража картины. И тогда все люди, которые в целом никогда не интересовались этой картиной, и скорее всего даже в музее не были, тут же начнут возмущаться. 


Ещё нужно, чтобы погода была нормальной.


Задание №2. Анализ фреймов в журналистском тексте

Возьмите любые публикации российских СМИ (укажите каких) и найдите в них примеры:

1. Фрейма нормы (нормальности);

Россияне готовы поддержать Владимира Путина за результаты его политики https://in-voskresensk.ru/news/novosti-gorodskogo-okruga-voskresensk/vladimira-putina-rossijane-podderzhivajut-za-rezultaty-ego-politiki/ (“Наше слово”, Воскресенск)

Цель: убедить читателя, что Владимир Путин - молодец. Задействованы только отзывы избирателей, положительные, а в заголовке речь о всех россиянах.

2. Фрейма ностальгии;

Эти 10 новогодних традиций из СССР канули в лету, но они в сердцах https://primamedia.ru/news/1639815/ (PrimaMedia, Владивосток)

Цель: вызвать чувство ностальгии и убедить читателя, что россияне скучают по устаревшим традициям, таких как “Голубой огонек”, салаты "Оливье", "Мимоза", "Селедка под шубой" и холодец.

3. Фрейма негативных последствий;

«Конец света». Трамп перекроит политику США в отношении Китая, Украины и НАТО при возвращении в Белый дом https://www.moscowtimes.ru/2023/12/18/konets-sveta-tramp-perekroit-politiku-ssha-v-otnoshenii-kitaya-ukraini-i-nato-pri-vozvraschenii-v-belii-dom-a116513 (The Moscow Times)

Цель: убедить читателя, что Трамп - плохой кандидат в президенты, и в начале его нового президентского срока случится “конец света”.

4. Найдите журналистский текст, в котором используются два из перечисленных выше фреймов. 

Ностальгия+норма

Каждый школьник в СССР 1970-х делал так: современные мамы ужаснулись бы — это же опасно и негигиенично! https://sport24.ru/lifestyle/article-kazhdyy-shkolnik-v-sssr-1970-kh-delal-tak-sovremennyye-mamy-uzhasnulisby-zhevatelnuyu-rezinku-khranili-v-kholodilnike-i-zhevali-povtorno (Sport24)

Цель: используя чувство ностальгии, донести, что когда-то жевать одну жвачку несколько дней было нормой, и ничего страшного. Опять же, используется обобщение “каждый школьник”, “это был обычный элемент детской жизни”.

Их совместное использование даёт кликбейт и должно усиливать шок у целевой аудитории материала (“современных мам”), но для другой аудитории выглядит странно, поскольку очевидно, что это не норма, да и не каждый школьник в СССР так делал.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Креативное письмо и веб-дизайн. Анализ дизайна сайта

Редакционное медиапланирование (07.12)